Град Китеж
.

Новости
Русский культурный центр
Реконструкция
Краеведение
Видеостудия
О Клубе "Град Китеж"
Творческий Салон "ИМРАМ"
Фотоархив
Гостевая книга
.

РЕКОМЕНДУЕМ ПОСЕТИТЬ:

1. Информационно-консультационный центр св. Иринея Лионского

2. Собор во имя святого благоверного великого князя Александра Невского

3. Хабаровская епархия. (Русская Православная Церковь Московский Патриархат)

.
назад домой ОТЧЕТ ОБ ЭКСПЕДИЦИИ

РУССКОЕ БОГАТЫРСТВО или мы на Муромской Земле

Отправляясь в такие исторические места как г. Муром, невольно забываешь, что с былинных времен над Русской землей пронеслись восемь веков и унесли многое и как-то не хочется примириться с тем, что действительность всегда отличается от ожидаемого.

Но когда время уносит материальные знаки прошлого, в сердцах поколений с любовью к славным делам благочестивых предков сохраняется Предание. Ему не страшны ржа и моль и лукавство тех, кто желал бы обокрасть национальную память русских. В преданиях вечно живут наши герои, готовые придти на помощь, подать добрый совет, вдохновить примером, откликнуться на молитвенное обращение. Если только мы сами не забудем, не отречемся…

По данным опроса 93,7% муромлян знают о св. пр. Илие Муромце и считают его реальным историческим лицом. На ежегодных "Уваровских чтениях" в числе прочих научных работ немало ему посвященных.

Нам в нашем походе по Муромской земле путеводителем нам служила книга замечательного Муромского краеведа Александра Епанчина (1948-1998 г.г.) "Господь поставил меня собирателем". Потомок старинного дворянского а наследственных защитников Отечества, Александр Александрович берег для нас то, что собирается веками, но может быть утрачено при жизни одного поколения. В книге собрано описание города, его храмов, улиц, старая топонимика. Предания о Муромских святых соотнесены с современной географией города и указаны ориентиры. В Александре Александровиче органично сочетался исследователь-краевед и глубоко верующий христианин, ученый, прекрасно понимающий назначение и роль эпических сказаний в жизни наших предков и нашей его работа, без сомнения, имеет общероссийское значение.

Передача булавы муромскому музею

"Богатырский отдел" в экспозиции Муромского музея пока довольно скромный, будет расширяться. Радостно, что и мы внесли в это дело свою лепту, привезли новодел киевской булавы 12 века, по нашей модели бесплатно и с присущим мастерством отлитый нашим почетным гражданином профессором А.П. Яскевичем.

В поездке неожиданно остро встал вопрос об отношении к эпическому наследию и всему связанному с ним. Ведь на одно и то же можно смотреть по-разному. Согласен, наивно понимать былинный текст буквально, но более наивно относиться к истории по принципу "то, что не видел своими глазами, считаю ложью". Где же "золотая середина"? И что мешает наследие семидесяти лет богоборческой власти, то, что еще с так называемой эпохи Просвещения науку стремились превратить в главное орудие борьбы с Верой? Богоборчество потерпело крах в научных спорах, но оттуда незаметно как пыль в бархат проникло на уровень бытовой, мировоззренческий и порождает чисто агитпроповские рецидивы.

Нас приучили считать материалистическую науку единственным критерием истины, поэтому желавшего получить научное доказательство реальности эпических событий может постигнуть разочарование. Всегда надо помнить, что наука не универсальна, а напротив делится на весьма специфические отрасли знаний, и специалист в одной области как правило несведущ в другой. Что научный метод ограничен в своем применении, ведь еще великий Ломоносов заметил, что напрасно было бы попытаться увидеть в телескоп ангелов. И конечно, не забывать, что академик Рыбаков называл былины устным учебником истории сложенным самим народом и более того, считал, что в данных летописи надо вводить коррективы по былине. Ведь былины с их установкой на реальность всегда отличались от сказок с их установкой на вымысел. Причем, "сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок", а воспитательное значение былины было еще выше, ведь, несмотря на особенность жанра былины, это способ зафиксировать событие в народной памяти именно с воспитательной целью. И фиксировать в первую очередь именно то, что учит - нравственную суть события (что естественно затрудняет привязку к времени и географической точке). Академик Лихачев говорил, что древнерусская литература не знает ни вымышленных событий, ни придуманных героев. Там, где археологические находки, данные летописи и предания органично дополняют друг друга, верующему человеку открывается многое. В противном случае можно убедиться, что полное знание возвращает человека к Господу, а частичное уводит…

Первый вечер в Муроме прошел в интереснейшей беседе с членами местного военно-исторического клуба "Гардарики". Сведений по материальной культуре, археологии, оружиеведению, этнографии, топонимике и этногенезу Муромского района было столько, что меня утешил лишь афоризм - умному человеку образование открывает всю ничтожность его познаний, а от глупого скрывает. Естественно, возник вопрос к самому старшему и компетентному "Что, В., ты как муромлянин можешь рассказать об Илье Муромце?". В. подчеркнул, что разговор будет по-честному и сказал, "первый угро-финский наемник в Киеве", все ….

Ладья Клуба *Гардарики*

Масштаб работы клуба между тем впечатляет, помощь музею, раскопки, одна их ладья на Оке чего стоит! Да и сами "гардарики" гостеприимные, отзывчивые ребята.

О бронепоезде "Илья Муромец

К памятнику бронепоезду "Илья Муромец" кое-кто из местного клуба провожал нас с улыбкой. Казалось бы, былинный богатырь жил в 12 веке, а отправить на фронт бронепоезд муромляне решили в нелегком 1942 году. Что тут общего кроме названия?

Локомотив на постаменте выкрашен в защитный цвет, под бронекорпусом угадываются знакомые очертания паровоза. Какие-то строки невольно приходят на ум… "То ли добрый конь, то ли лютый зверь, под доспехом коня не видети…". Пришли враги и этот железный конь ХХ века оделся в 45 миллиметровый панцирь. И возил не одного богатыря, а по средневековым меркам целую дружину, нес 16 орудий и реактивные установки "катюша". Но ведь военная техника в богатырстве носит подчиненный характер, а определяет все Любовь, подвигающая на защиту ближнего. Наследники Ильи Муромца в это время называли святую Русь Родиной - Матерью, но вот не случайно же выбирая наименование обратились к памяти святого воина и тем несомненно прибегли к его молитвенному заступничеству пред Господом.

Бронепоезд-герой

Бронепоезд с боями дошел до Франкфурта-на-Одере в 1945 г, кстати, не получив ни одной пробоины. В списке побед уничтоженные батареи, взорванные склады, пехота и огневые точки противника, сбитые самолеты… и что особенно характерно, "один вражеский бронепоезд".

Это было под Ковелем. Разведка донесла, что к немцам пришел бронепоезд, современная мощная машина (по тем временам вообще самый защищенный и вооруженный род наземной техники). И как искони водится на Руси, путь пришлому дракону заступил святорусский богатырь.

Командование приказало атаковать вражеский бронепоезд и ликвидировать. Бой начался с артиллерийской дуэли, "немец" как рыцарь-тевтон, закованный в крупповскую броню маневрировал, ловя противника в цейсовскую оптику и стрелял, стрелял… Стрелял и "Илья Муромец", а затем, как во все века, когда витязь оставляет лук и берет наперевес копье, муромляне пошли в атаку. Была отдана команда "40 снарядов на орудие, беглый - огонь!", это был настоящий богатырский удар!

Рельсы вокруг "немца" были разрушены, он лишился маневра и был расстрелян. Когда после боя муромляне подошли к поверженному врагу, оказалось, что немецкая машина тоже имеет название и это название тоже личное имя. Железный Илья Муромец свалил железного "Адольфа Гитлера". Нет, случайностей в этой жизни не бывает!

Батюшка Олег из села Карачарово

Если кто-либо из моих некрещеных друзей вдруг начнет делиться со мной очередной "сенсацией" о жизни "церковников", сочиненной в духе "союза воинствующих безбожников", я предлагаю рассказать о том, что узнал не из "свободной демократической прессы", а видел сам. Часто потом возразить нечего, разве иной поупирается, мол, это, конечно, хорошо, но может тебе просто повезло на знакомство? Да, русскому человеку на пастырей духовных везет всю Русскую Историю!

В Карачарово с о. Олегом мы чуть не разминулись, да ненастье помогло. Когда после съемки мы поднимались от родников на Троицкую гору дождь захватил нас у дома священника, и было решено постучаться еще раз.

О. Олег настоятель в двух храмах в честь св. Гурия, Самона и Авива и в честь Святой Живоначальной Троицы. Первый был построен в 19 веке по обету муромлянином, уцелевшим с семьей во время эпидемии и хорошо сохранился. Здание второго, напротив, кроме колокольни, сейчас полуразрушено. Этот храм был построен в 1828 году на месте сгоревшего в 18 веке старинного деревянного, заложенного еще в 12-м столетии при участии исцеленного Илии Муромца. Государственные структуры пока не помогают, помощь приходит от паломников, добровольных жертвователей и организации московских воинов-казаков. Так что забот, впрочем, как и у всякого священника, у батюшки предостаточно, но, узнав, откуда мы и зачем, он нашел время и для нас.

Приподнявшись над житейской суетой

Благословил снимать, провел на колокольню (мы оказались первыми, кто пожелал подняться туда с камерой) и показал все сверху. В этом было что-то символическое, ведь именно так, приподнявшись над житейской суетой, целомудренно и ясно должен видеть промыслительный смысл Истории русский человек.

Вид на р. Оку с колокольни Троицкой церкви

Вот Ока (красивый вид даже после Амура), от этого берега вынес в гору в основание храма наш былинный герой три гигантских дуба, выловленных рыбаками. Вот остров, нам о нем рассказывали, не из его ли грунта вымыла река эти деревья? По местным преданиям дубы в пойме реки выкорчевал Илья, чтобы отвадить от этих мест разбойников. Вот святой источник в зеленой котловине, мы там были. Родники текут от церквей св. Гурия, Самона и Авива, Троицкой и разрушенного в 1936 г. храма Илии-пророка. По преданию, на богатырском скоке коня "с под копыт его ударил ключ живой", родник живет и сейчас.

Родник живет и сейчас

Над источником будет надкладезная часовня и купальня для паломников, чистая ледяная вода приносит исцеление издревле до наших дней.

Восходящий из земли огненный столп

На фотографии рядом с установленным там поклонным крестом виден восходящий из земли огненный столп. Эти места связаны с отъездом Муромца в Киев. А вот Приокская, там дом Гущиных, там все началось…

Потомки Ильи - Гущины

У дома Гущиных мы побывали, улица Приокская действительно недалеко от реки, асфальт здесь кончается, хотя Карачарово давно не село, а часть города, берег пологий, в пойме - огороды. По другую сторону улицы за домами холм, там еще граф Уваров открыл стоянку первобытного человека. Дома все больше старые, постройки еще 19 века. А вот этот двухэтажный, низ кирпичный и поди потолок тоже кирпичный выложен сводами. Иначе, зачем эти массивные кованые ставни из почерневшего железа с крупными заклепками и низкие железные воротцы на улицу. Явно склад, типично купеческий дом. "Дом Жиряковых"… - объясняет наш гид Елена Александровна. Мы медленно проезжаем, провожая дом взглядом, вспоминаю… Купец Жиряков за 3 рубля нанял местных принести с Оки якорь в 12 пудов, а на полдороги снизил плату до 2-х. Тогда знаменитый Иван Афанасьевич Гущин один принес якорь и повесил Жирякову на ворота, видимо на эти, что правее… Купцу пришлось заплатить мужикам отступного теперь уже 5 рублей, за жадность.

Поворачиваюсь, навстречу машине идет мальчишка, по виду первоклассник, коротко подстрижен, чуть топырятся уши и искренняя детская улыбка, что называется "до ушей". Похоже, направился к приятелям в гости. Однако этот тип лица на пластической реконструкции проф. Никитина встречается у муромлян до сих пор. Вылитый Илья Муромец в детстве…

Дома Гущиных не оказалось. Приокская для них теперь скорее летняя дача. Но может быть так лучше, последнее время их несколько притомили журналисты. Мы садимся на скамеечку под мемориальной доской на зеленой бревенчатой стене. Елена Александровна рассказывает:

- Род Гущиных легко прослеживается по документам до начала 17 века. Богатырская сила иногда воскресала в потомках Ильи. При строительстве на месте деревянного Троицкого собора каменного храма в 19 веке Гущин, как и его предок, принес балку из мореного дуба. В кулачных боях дед Афанасий дрался только плечами, заложив руки за спину, иначе по уговору было нельзя.

Но ему и плеч хватало… Помогал вкатить в гору воз, в одиночку делая то, что лошадям было не под силу. Часто разнимал драки.

И вообще места здесь удивительные, вот на Оке остров, он весь состоит из столетних дубов и грунта. Причем выше уровня воды и похож на искусственное сооружение. Раньше лесов было больше, изба стояла в гуще леса, отсюда произошла фамилия…

Пока мы сидели, вернулся давешний мальчик и взялся за калитку: "Постой, ты кто? - "Я - Ваня Гущин!".

Я - Ваня Гущин

Ивану семь лет, про своего знаменитого предка он знает, знает и про деда Афанасия. Еще показал замечательные качели, их сделал дедушка, он сейчас на огороде собирает лук. Ваня ему помогал. Потом вдруг проникся доверием и поделился удачей, бабушка конфеты спрятала…, ну в его возрасте я их тоже лихо находил.

Вяня Гущин - потомок Илии Муромца

Сфотографировались и на прощание, я взял земли от дома любимого былинного героя. Ваня кивнул серьезно: "Можно" и сам положил мне в пакет пару пригоршней, на память!

Итак, в 1828 году мореный дуб на балку для звонницы принес уже потомок богатыря, а ночью (так и вспоминается смиренное "… силой Илюшенька не хвастайся) внес на колокольню. Как он сюда с ней забрался, мы с одной камерой, кофром и треногой... А вот и сегодняшние колокола, это - звонница, подаренная казаками, а балка старая, не та ли?

С казаками о. Олег ездил на р. Калку, где на месте гибели Алеши Поповича и 70 киевских богатырей поставлена казаками часовня. Побывал в Киеве, фотография сделанная у святых мощей будет теперь и у нас. По лаврским преданиям, св. Илия имел молитвенный дар слез до конца жизни молясь за Русь, которую всю жизнь охранял. А ныне молитвы к святому воину, предстоящему за нас пред престолом Господним имеют особую силу поднимать русских людей на защиту Отечества. Я вспомнил историю муромского бронепоезда и разговор с батюшкой зашел о духовной основе воинского служения на Руси, о его цели и смысле, о истоках бесстрашия, о Источнике Силы…

В храме св. Гурия, Самона и Авива батюшка благословил нас иконами св. преподобного Илии. У людей верующих никогда не стоял вопрос был ли реально святой Илья Муромский или это собирательный образ. Мы подошли к храмовой иконе. В 80-х годах написанный Муромским иконописцем по заказу семьи Гущиных, в образ вложена частица мощей, присланная из Киево-Печерской Лавры. Эта икона чудотворная и уже дважды мироточила, мы помолились, приложились и о. Олег нас помазал. Спаси Господи!

Девять Дубов

Поездка в село Девять Дубов (Орловская область, Хотынецкий р-н) упоминаемое в былине "Илья Муромец и Соловей Разбойник" неразрывно связано с посещением Николо-Одринского монастыря.

Николо-Одринский женский монастырь

Кратко скажу, что у меня не найдется слов передать как просто и сердечно приняли нас, как давно знакомых и близких. Наверное, так в древние времена, прибыв в незнакомый город, верующему достаточно было узнать, где живут христиане.

Во времена Ильи Муромца здешние леса смыкались с муромским в один массив, чаща и болота не позволяли съезжать с выбранного пути. Или дорожкой прямоезжею по торговому киевско-владимирскому тракту, рискуя встретиться с Соловьем-Разбойником, или в объезд через соседние княжества. Печенеги, половцы, татары издревле перекрывали большие дороги. Кем был Соловей Будимирович (Рахманович) Одихмантьев сын? В 18 веке, когда трудами игумена Варнавы Николо-Одринский монастырь стал расти и обустраиваться, на него напали укрывавшиеся в лесах разбойники под предводительством атамана Соловья. По одной из версий, предком былинного злодея был новгородский колдун, волхв Богомил "сладкоречиа ради наречен Соловей", пытавшийся поднять восстание против Добрыни и христиан. Потерпев неудачу, он бежал в леса к мятежным вятичам. Вятичи всегда были в противостоянии Киеву и не крестились еще 100 лет спустя. Странно, но в новгородском раскопе в слое 11 века нашли кем-то разбитые гусли с подписью "Словиша" (диалектное "Соловей"), нашли на месте языческого капища.

Если версия справедлива, у потомков волхва могли быть более глубокие мистические корни для ненависти к Православию, чем просто нежелание позволить обжить эти глухие места.

Монастырь был разорен, игумен Варнава умер мучительной смертью от пытки огнем…

Но, к счастью, для нас ни воры и ни убийцы решают быть или не быть святой обители. Николо-Одринский женский монастырь стоит и в наше неспокойное время. Обидно, что храм, уцелевший в Великую Отечественную войну, власти снесли во времена хрущевской "оттепели".

Хочется верить, что в России найдутся люди, которые помогут в восстановлении святыни. В наш приезд в фундаменте собора нашли мощи, захоронение священника в облачении, как говорили, совершенно нетронутые тлением.

А Соловей разбойник? О нем и его потомках почти как в былине "ни следа ни памяти". "Девять дубов" ныне маленькое вымирающее село на берегу ручейка, впадающего в былинную Смородинку. Это небольшая речка, типичная для средней полосы, берега заросли травами в человеческий рост и кустарником, течение медленное, черноземная почва и берега. Былинные "грязи черные", представляю, что тут после дождя…

Речка Смородинка

В этих местах действительно была дорога на Киев, потом проложили в этом направлении и железную. Знаменитые девять дубов росли кольцом, видимо как отростки старого дерева, но не уцелели. Правда, один орловский писатель рассказывал, как несколько лет назад видел в селе гигантские пни напротив здания сельской школы. Однако, ни мы, ни местные жители (бывшие ученики этой школы) ничего подобного не наблюдали. Большие деревья свели еще в войну, а дубов вообще не осталось ни молодых, ни древних, дуб на беду себе жарко горит…

Место, где росли былинные девять дубов

Многовековое "Девять Дубов" в начале 21 века вполне может исчезнуть как часовня, снесенная там в 60-е годы, как деревья, с которых богатырь сшиб оземь злодея и не отпустил, сколько тот не сулил награбленного золота, забудется и само место…

Но так не будет, на Орловщине есть люди, которым дорога историческая память, больше чем ВООПИК и национальному парку "Орловское полесье". И больше всего их там, где, несмотря на наше разрушительное безвременье упорно по камешку восстанавливают святую обитель, где каждый день, как и во все века на Руси, смиренно и искренне молят за Отечество Господа и Пречистую Матерь Его, перед чудотворным образом "Споручница грешных".

Матушка Мариам, сестры Антония, Ксения и другие! Спаси Господи! Молите Господа о нас…

Вот так. Для человека только образованного икона - это произведение древнерусской живописи, возможно, ему нравится Андрей Рублев, а может быть более по сердцу Малевич. А для верующего икона - и произведение искусства, но главное, образ, молясь пред которым он возносит ум и сердце к первообразу, просит о помощи, получает духовную поддержку. Для православного св. Андрей Рублев и его творчество - часть нашей Истории, в нем как в зеркале отражается 1000 летняя Святая Русь, ее духовная основа.

И кто же из этих двоих духовно богаче, у кого теснее связь с родной культурой, шире кругозор, кто с большим правом достоин называться ученым? Неужели тот, кто "не хочет сужать мировоззрение до рамок одной конфессии?". Вот и говори после этого, что "русский" и "православный" не одно и то же. До чего же безжалостно и беспощадно себя обворовывает иной интеллигент.

О посещении нами св. мощей благоверного князя Петра и княгини Февронии, о поездке в деревню Ласково на родину св. Февронии отчет выложим позднее.

По возвращении в Хабаровск я поделился воспоминаниями со знакомым археологом и опять услышал: "… а может ничего не было, русифицировали предки бродячий сюжет в воспитательных целях и все…". Что ж, в 12 веке я действительно не побывал, но точно знаю, что есть святые нетленные чудотворные мощи св. Илии Муромца и св. Петра и Февронии, а такого не бывает ни "вдруг" ни "случайно". Жительница д. Ласково, которая рассказывала нам местные, не вошедшие в "Повести", предания о св. Февронии и на вопрос об их достоверности ответила просто и мудро: "А зачем нашим бабушка и дедушкам было нам лгать?". Сказитель Рябинин на такой вопрос в начале прошлого века отвечал: "Знамо дело было, а то и какая корысть их петь?". Да вымысел и не имеет силы живого примера, а ведь на эпосе люди воспитывались и еще как! Нет, предки не лгали и сказку рассказывали как сказку, быль как быль. Рукописи, к сожалению, все же горят, но нетленна в память народа о славных делах предков во славу Божию и на благо Отечества!

Сергей Викторович Романов, 2004 г.
.
© «Град Китеж», г. Хабаровск kitezh4@mail.ru
Hosted by uCoz