Даже неверующий, но культурный и любящий Россию человек признает: основа русской культуры в Православии. Без него не разобраться в сложностях русской истории, не понять до конца творчества Пушкина, строгую красоту наших древних икон, не оценить преданья старины глубокой - летописей и былин.
Учебно-воспитательная программа Военно-Исторического Клуба "Град Китеж" создана с целью воспитания подрастающего поколения в духе любви к Родине и Церкви, личной причастности к прошлому Отечества и ответственности перед ним.
Учитывая современные условия, программа имеет следующую особенность:
В эпоху "информационного взрыва" особенно усложняется выбор главного и второстепенного во всем объеме сведений. Поэтому важнее и эффективнее сделать упор не только на передачу знаний, но и на формирование потребности получить знания подобного рода. В особенности при нерегулярных контактах с обучаемыми. Человек, не отождествляющий себя со своей национальной Историей и Культурой, выросший вне нее, как правило, потерян для общества. Между тем, как показывают социологические исследования, национальные архетипы сознания неуничтожимы (хотя и могут искажаться). Следовательно, каждому необходимо то, что И. Ильин называл "природнением" к Отечественной культуре и истории.
В рамках православного мировоззрения решение этой задачи представляется вполне определенно. Высшая Истина для христианина открывается в Святой Троице, отсюда верное решение любой задачи - частный случай, исходящий из ответа общего. А для такого поиска человеку даны Святое
Предание, свобода воли и творческая способность. Самосовершенствование - иллюзия. В Таинствах Покаяния и Причастия не происходит передачи сведений, но человек подготовившись, соединяется с Тем, Кто есть Истина, и меняется изначально по сути, уже в своем мировосприятии, так как Истина включает в себя Добро и Красоту.
Утрату (сдвиг "точки приложения") национального чувства можно рассматривать как своеобразную "ретроградную амнезию" в социальном плане. Русская культура, по определению П.А. Сорокина, относится к типу идеационных (духовных) с государственно и культурообразующей идеей - Православием. Для духовных культур характерна органическая тесная связь всех компонентов. Любые виды деятельности в идеационном государстве - это различные способы выражения его основной идеи. Любая историческая тема для занятий при условии изучения вплоть до духовной основы явления покажет, как прилагалась к жизни Русская Идея.
Один из методов снятия амнезии - пострадавший возвращается в знакомую, привычную среду (родной дом, встречи с друзьями, личные вещи, любимые занятия, музыка, запахи и т.д.). Для пробуждения национального чувства обучаемый вводится в аудиовизуальный комплекс, насыщенный предметами старины, исторической реконструкцией таковых, с использованием старинных музыкальных инструментов (рог, гусли, гудок), с возможностью взять в руки, примерить, ознакомиться с копиями документов, фотографиями исторических мест, пластической реконструкцией облика героев старины. Образно говоря - "потрогать Историю руками".
Вещи и рассказ чередуются, органично дополняют друг друга, а также снимают преждевременную усталость (учитывая театральную статистику, что зритель на слух усваивает около 10% информации, а через зрение получает до 80%). Свобода воли не нарушается, так как данная методика предполагает как результат именно свободный выбор. Но четко определена духовная позиция докладчика: говорить с другими о выборе, не имея твердых убеждений, невозможно. Одним из компонентов широкой программы ВИК "Град Китеж" является лекция-беседа "Русское богатырство", посвященная воплощению в Русской Истории заповеди "Больши сея любви никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя" (Ин.15.13), на примере пр. Илии Муромца Печерского.
С.В. Романов.
|